Снижение штрафа по ст. 333 ГК РФ могут отменить

Депутаты Госдумы решили изменить законы "О защите прав потребителей" и о "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствующем законопроекте заявлены цели:

  • обеспечение установленных законом материальных гарантий общественным объединениям потребителей и муниципальным органам в случае их обращения в суд с иском в защиту потребителя;
  • укрепление роли НКО по защите прав потребителей в национальной системе защиты прав потребителей, повышение эффективности общественного контроля в данной сфере, а также усовершенствование механизмов взаимодействия общественных объединений потребителей и органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок в потребительской сфере.

Эти изменения коснутся и дольщиков, которые тоже являются потребителями.


Снижение штрафа по ст. 333 ГК РФ могут отменить


Действительно, такие изменения назрели. Закон "О защите прав потребителей" предусматривает следующие материальные гарантии общественным объединениям потребителей и муниципальным органам при обращении в суд с иском в защиту потребителя:


при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает


Сейчас правовое регулирование штрафа, взыскиваемого за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, приводит к неоднозначному его толкованию и пониманию двумя высшими судебными инстанциями страны. Как следствие – необоснованное уменьшение размера штрафа, перечисляемого НКО по защите потребителей или муниципальным органам. Например, Верховный Суд РФ признает этот штраф мерой гражданско-правовой ответственности, а Конституционный Суд РФ – самостоятельной мерой ответственности, существующей наряду с мерами гражданско-правовой ответственности.


Это началось в 2013 году, когда Верховный Суд РФ указал на гражданско-правовой характер штрафа и определил его как "меру ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства": "Предусмотренный статьей 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" штраф имеет гражданско-правовую природу и по своей сути является предусмотренной законом мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, то есть является формой предусмотренной законом неустойки".


Признав штраф видом законной неустойки, суды сделали следующий шаг – стали снижать штраф, взыскиваемый в пользу потребителей, по ходатайству ответчика в судебном споре. Таким образом, размер штрафа из фиксированного трансформировался в определяемый по усмотрению суда. Это значительно уменьшило финансирование общественных организаций по защите потребителей и муниципальных органов, при обращении в суд в интересах потребителей.


Данный подход ущемляет права общественных организаций по защите потребителей и местных органов, поскольку в результате такие объединения и органы лишаются законных способов возмещения их расходов на ведение в судах дел в защиту прав потребителей, что в свою очередь создает препятствия для реализации права общественных объединений организаций по защите потребителей, муниципальных органов на обращение в суд в интересах потребителей.


Однако Конституционный Суд РФ не изменил своей позиции относительно толкования пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, согласно которой штраф – "самостоятельный вид ответственности", существующий "наряду с гражданско-правовой ответственностью".


Конституционный Суд РФ


Авторы законопроекта (как и многие представители юридического сообщества) считают, что необходимо законодательно устранить почву для дискуссий о правовой природе штрафа и дать четкую формулировку правовой нормы, сохранив законодательно установленные гарантии НКО по защите прав потребителей, муниципальных органов, реализующих право на обращение в суд в интересах потребителей.


В связи с чем в Законопроекте предлагается дополнить абзац 1 пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей": "Размер штрафа не подлежит уменьшению, в том числе в связи с несоразмерностью размера штрафа последствиям несоблюдения в добровольном порядке требований потребителя". Также предлагается направить весь штраф полностью (а не половину, как предусмотрено действующей редакцией закона) в пользу общественных организаций, муниципальных органов при обращении в суд в интересах потребителей.


Тогда потребители, которые обратились за защитой своих прав в общественные организации и муниципальные органы фактически смогут получать бесплатную квалифицированную юридическую помощь, которая фактически будет оплачиваться нарушившей права стороной.


Изменения статьи 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" направлены на укрепление их роли в национальной системе защиты прав потребителей, повышение эффективности общественного контроля в этой сфере и усовершенствование механизмов взаимодействия общественных объединений потребителей и органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок в потребительской сфере.


Согласно действующей норме подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, по фактам нарушений прав потребителей внеплановая проверка проводится только в случае обращения в надзорный орган граждан – потребителей, права которых нарушены. Руководствуясь указанной нормой, органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля отказывают общественным объединениям потребителей в рассмотрении обращений, направленных в защиту потребителей (неопределенного круга потребителей) по результатам общественного контроля. Тем самым указанные органы искусственно создают препятствия для осуществления общественными объединениями потребителей уставной деятельности в полном объеме и эффективной реализации предоставленных законом прав.


Предлагаемые дополнения обяжут орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривать по существу обращения общественных объединений потребителей в защиту потребителей (неопределенного круга потребителей), повысят эффективность общественного контроля общественных объединений потребителей, право на который закреплено в статье 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".


Общество защиты дольщиков поддерживает такие изменения, поскольку они являются адекватным ответом на актуальную проблему – отсутствие или уменьшение ответственности за недобровольную выплату по требованию потребителя.



Нет комментариев
Добавить комментарий